МОУ "СОШ №14" г.Воркуты
г.Воркута, пгт.Воргашор
  • Профилактика правонарушений и безнадзорности

    Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.        В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

    Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе.              Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни.

     

    Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

    Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

    - В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения им  возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

    Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

    Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

    Статистически выведено психологами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

    ·имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

    ·пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

    ·во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

    ·нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

    ·имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

     

    Профилактические мероприятия, проводимые  в школе:

    1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
    2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
    3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
    4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
     

    Исследования ученых показали,  что современные дети испытывают:

     - потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

     -озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

     -потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

     -готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

    В пропаганде здорового образа жизни используются следующие  мероприятия:

    беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

    беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

    встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

     «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

     5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

    6. Профилактика наркомании и токсикомании.

    Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.

    Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

    В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в МОУ "СОШ №14" г.Воркуты организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

    Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

    Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ОПДН, внутришкольном учете.

    СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

    • защита жизни и здоровья детей;
    • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
    • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
    • пропаганда культурно-семейных ценностей;
    • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

    ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

    • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
    • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
    • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
    • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
    • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
    • сотрудничество с организациями и службами г.Воркуты по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
    • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

    ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

    • законности;
    • демократизма;
    • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
    • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
    • обеспечения ответственности должностных лиц;
    • комплексности;
    • дифференцированности;
    • многоаспектности;
    • последовательности;
    • аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    • Устав школы.
    • Локальные акты МОУ "СОШ №14" г.Воркуты

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

    Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

      ФОРМЫ РАБОТЫ

      В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

      • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
      • рейды по неблагополучным семьям;
      • деятельность Совета профилактики школы;
      • организация родительского всеобуча;
      • индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
      • работа с документами;
      • диагностика;
      • индивидуальные и групповые консультации;
      • содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
      • работа по профориентации;
      • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
      • родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДНиЗП, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
      • осуществление патронажного наблюдения;
      • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
      • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
      • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

      СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      МЕТОДЫ РАБОТЫ:

      • анкетирование;
      • тестирование;
      • наблюдение;
      • опрос;
      • беседа;
      • рефлексия;
      • убеждение;
      • социальное проектирование;
      • анализ документов;
      • социометрия;
      • метод «педагогического взрыва»;
      • метод поощрения;
      • метод убеждения;
      • методика организации коллективной творческой деятельности;
      • индивидуальная консультация;
      • создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
      • тренинги социальных навыков и модификации поведения;
      • индивидуальная педагогическая поддержки.

      ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ

      Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается руководителем. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).

      На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карта с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карты производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально — психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.

      ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

      • информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
      • раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
      • данные о состоянии здоровья;
      • результативность обучения;
      • план индивидуальной профилактической работы;
      • мероприятия по реализации индивидуальной профилактической работы.

      Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.

      Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.

      В МОУ "СОШ №14" г.Воркуты  ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

      • банк данных  об учащихся, состоящих на учете в школе, ОПДН и КДНиЗП и семьях, находящихся в социально — опасном положении;
      • социальный паспорт учреждения и классов;
      • акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;
      • справки о посещении семей;
      • справки по итогам рейдов;
      • журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
      • информация о занятости учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета , во внеурочное время и каникулярное время.

      СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ
      ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА

      Направление Деятельность администрации Деятельность педагогического коллектива Работа педагогов с детьми Работа с родителями Связь с социальными институтами

      1. Пропаганда здорового образа жизни

      Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВП, отслеживание активных форм работы

      Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников

      Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях

      Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями

      2. Досуговая

      деятельность

      Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования МБОУ и за ее пределами

      Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе

      Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы

      Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий

      Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня

      3. Общение и развитие

      Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов

      Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических консилиумов

      Определение задач по развитию каждого учащегося

      Организация консультаций специалистов по желанию родителей

      Взаимодействие с районными и городскими службами и учреждениями культуры

      4.Профилактическая работа

      Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в группу риска

      Создание системы мероприятий

      Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних

      Организация лектория и индивидуальных консультаций

      Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий

      5. Научно-методическая работа

      Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками

      Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка

      Диагностика и мониторинг

      Организация семинаров и конференций

      6. Учетно-регистрационная деятельность

      Составление картотеки учащихся группы риска, и неблагополучных семей

      Своевременное выявление детей группы риска и неблагополучных семей

      Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка

      Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий

      СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИУЧАЩИХСЯ

      Основные направления

      Задачи

      Формы работы

      Документы

      1. Выявление, учет, изучение

      Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска».

      Уточнение списков детей микрорайона 6–17 лет. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

      Анкетирование.

      Посещение семей.Работа с документами.

      Социальные паспорта классов.Социальный портрет школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся.

      2. Контроль, коррекция, защита

      Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП.Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов.Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

      Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану)Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану).Совместная работа с ОПДН, КДНиЗП и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений (по плану).

      Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК.Составление и реализация плана совместной работы с ОПДН и КДНиЗП.Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений.Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений.Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др.

      ​

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie